Номер телефона

Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная Для мам Для мам Гиперактивный ребенок. Хотите быть услышанными?
Гиперактивный ребенок. Хотите быть услышанными? Печать

Гиперактивный ребенок. Хотите быть услышанными? giperaktiv

Наши идеализированные представления о хорошем ребенке обязательно включают такие качества, как отзывчивость и послушность. В отношениях с гиперактивным ребенком эти идеалы подвергаются жестокому испытанию: родителям часто кажется, что дети их вообще не слышат!

Поскольку у ребят с гиперактивностью способность к самоторможению развита недостаточно (отстает примерно на треть их возраста), они демонстрируют характерные затруднения при необходимости переключения с одного вида деятельности на другой.

Переходы от одного занятия к другому (закончить игру – пойти мыть руки) часто оказываются конфликтной и стрессогенной областью отношений. По меткому выражению одного из родителей: «Сначала не загонишь, потом – не выгонишь!»

Общение взрослых с гиперактивным ребенком успешно в том случае, если старшие учитывают особенности развития малыша, принимают их во внимание и соответствующим образом формируют ситуации взаимодействия. Родителю важно развивать свои собственные коммуникативные навыки, изучать секреты общения и умело пользоваться ими в повседневной жизни.

Так, для продуктивного общения со своим гиперактивным ребенком родителям важно знать один СЕКРЕТ.

Взрослые ростом намного выше малышей, а непоседливый малыш ориентируется, прежде всего, на зрительные сигналы, яркие стимулы, на то, что он видит перед собой. Увлеченный игрой, он может просто не слышать посторонних звуков, в том числе и вашего оклика с другого конца комнаты. Чтобы быть услышанным, взрослому надо стать самой яркой фигурой перед глазами ребенка.

Для этого вы можете присесть перед ребенком на корточки или поднять ребенка на один уровень с собой. В таких условиях общение, критика и просьбы что-либо сделать будут восприниматься ребенком наилучшим образом.

Еще одно полезное умение – проверка понимания. Высказывая свое сообщение, не забывайте также о необходимости обратной связи – удостоверьтесь, что ребенок вас услышал и понял, что вы от него хотите.

Как это делается?

После того как вы привлекли внимание ребенка к себе, обратились к нему, высказали свою просьбу (требование, указание и т. п.), попросите ребенка повторить услышанное. Если малыш, даже сидя напротив и глядя на вас, витал в облаках, думая об игре,- ему это не удастся. Значит, вашу просьбу нужно повторить еще раз, спокойным голосом, не засоряя обращение упреками. И снова получить обратную связь.

Общение с гиперактивным ребенком можно представить в виде структурированного алгоритма. Родителям необходимо пересмотреть свой стиль общения с малышом. Если взрослый хочет преодолеть импульсивность ребенка, то ему для начала придется устранить импульсивность в своем собственном стиле поведения.

 

Алгоритм общения 

Если вы хотите попросить своего ребенка что-либо сделать (убрать игрушки, почистить зубы, застелить кроватку и др.), не стоит кричать из другой комнаты или кухни. Нет смысла говорить с ребенком, когда он занят своими делами.

Сначала надо организовать ситуацию вашего общения, завладеть вниманием малыша, а потом уже передавать суть, содержание своей просьбы, требования или указания. Затем – удостовериться в точности понимания, вдохновить на действие, проконтролировать

ход и, наконец, обязательно похвалить ребенка!

Такая последовательность может казаться громоздкой, затратной по времени, требующей слишком много усилий. Конечно, проще крикнуть. Только результат будет другой: злость, раздражение, недовольство, испорченное настроение, переживание бессилия, а по мере накопления опыта неудачного взаимодействия – падение самоуважения и снижению самооценки.

 

Итак, обращение к ребенку с поручением или указанием включает такую последовательность действий:

Позовите ребенка по имени. Попросите подойти к вам. Когда он подойдет, присядьте, чтобы оказаться на одном уровне с ребенком. Установите контакт глазами – расположитесь прямо перед ребенком, в поле его зрения. Можно взять малыша за руку, чтобы привлечь его внимание, дополнительно установив телесный контакт.

distsiplinirovat-rebenka

Выскажите свое пожелание/поручение коротко и четко, не загружая ребенка лишней информацией.

Убедитесь в том, что ребенок понял, что от него хотят, переспросите:

 

- Ты меня понял?

- Да.

- Что ты понял?

    Дождитесь ответа ребенка, поправьте неточности если в пересказе окажется, что поручение было неправильно понято. Дайте команду выполнять.

    Через некоторое время обязательно проконтролируйте ход выполнения задания. Напомните о своем поручении, если ребенок забыл, чего от него хотят, пока шел из кухни в свою комнату (ведь по дороге столько всего интересного, что отвлекает внимание, и просьба мамы отодвигается на периферию сознания ребенка).

Если задание было выполнено, обязательно искренне похвалите ребенка за усердие, правильное выполнение и даже за то, что маме пришлось напомнить о просьбе «всего лишь» 3 раза, а не 10, как в прошлый раз. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

ОБЯЗАТЕЛЬНО похвалите себя, как хорошего родителя, за успешное выполнение воспитательных мероприятий и порадуйтесь своему маленькому успеху!

 

Такая размеренная последовательность родительских действий обеспечивает выполнение данного ребенку поручения, поддерживает отношения сотрудничества и взаимного уважения. На начальном этапе освоение такого способа обращения к ребенку, возможно, от вас потребуются дополнительные усилия.

Запомните эти шаги, выполните их в указанной последовательности, ничего не пропуская. Сразу удержать их в голове не удастся – пунктов алгоритма больше, чем готова сохранить ваша оперативная память. Поэтому для начала можно переписать для себя последовательность шагов на отдельный листок (при этом вы задействуете свою двигательную память), и разместить на видном месте – например, закрепить магнитом на двери холодильника. Этот способ – изготовление, размещение и использование своих собственных напоминалок для организации внимания и памяти – не раз поможет вам в будущем, когда ваш малыш станет школьником и ему потребуются дополнительные средства для организации внимания.

При регулярном использовании такой способ обращения к ребенку станет вашим собственным эффективным стилем общения, наполненным уважением к другому, основанном на признании его особенностей.

 


Внимание!!! Вы используете Internet Explorer 6 (IE6). Данный браузер устарел.

Для коректной работы сайта необходимо обновить Ваш браузер до версии 7 (IE7) или использовать любой другой современный браузер.